В Европе, как известно, День освобождения от нацизма официально празднуют 8 мая, однако Германия в этом отношении составляет исключение: здесь праздник растягивается сразу на два дня — 8-е и 9-е
Официальные немецкие представители, конечно же, предпочитают праздновать День освобождения от нацизма вместе со всей Европой, то есть 8 мая, когда в немецком Карлсхорсте был подписан Акт о полной и безоговорочной капитуляции Третьего Рейха. В сегодняшней России эту календарную неурядицу предпочитают объяснять тем, что, мол, во время подписания документа в СССР уже было 9 мая, однако это не так. Факт заключается в том, что капитуляцию подписывали два раза – так сказать, 'на бис', потому что к первой церемонии не успел приехать маршал Жуков. Так или иначе, но именно 8 мая по всей Германии проходят многочисленные собрания, устраиваемые местными властями, а на крупнейших военных базах США – таких, к примеру, как в Висбадене или Гайленкирхене – частенько устраиваются даже торжественные парады на радость местным жителям.
Тем не менее примерно треть страны по привычке отмечает День Победы именно тогда, когда это принято делать в странах бывшего Советского Союза – 9 мая. Это объясняется довольно просто: те, кто празднует сегодня – восточные немцы, жители пяти федеральных земель, входивших ранее в состав социалистической ГДР. Как говорится, привычка – вторая натура и, пожалуй, еще долго восточные немцы будут называть День освобождения Днем Победы, причем делать это совершенно искренне: для них не вызывает сомнения, что это и их праздник, их победа, историей немецкого антифашистского подполья они привыкли гордиться.
Берлин так долго был разделен на две половины, что многие памятники, госучреждения и прочие объекты оказались в нем построены, так сказать, в двойном комплекте. Так случилось и с мемориалами советским воинам-освободителям: 8 мая первые лица страны возлагают венки к памятнику в центральном районе Тиргартен, неподалеку от Рейхстага, а 9 мая сотни немцев сами, своей волей и без официальных распоряжений приходят в Трептов-парк, к мемориальному кладбищу советских солдат. Несмотря на то что мемориала в столице Германии два, ни один из них немецкие власти не считают 'лишним', подлежащим переносу.